- Можно начать с самого банального вопроса юного корреспондента - как вас занесло в театр?
- О, это было случайно. Я больше грезил кино. С самого детства очень любил ходить на различные фильмы по 3 сеанса в день: индийские, Кинг-Конг, рыдал и был счастливым. Помню, даже приходил в кинотеатр на фильм «Ночевала тучка золотая», но так его и не посмотрел, сеанс отменили, потому что пришел всего один зритель – это я (смеется). По началу я почти выбрал другую профессию. Потом мама увидела набор на театральный факультет в театр музыкальной комедии, но там я понял, что не туда зашел, когда попросили спеть, ведь я не умел. Сразу после мы поехали в Драм.театр, где я встретился с режиссером Рифкатом Вакиловичем Исрафиловым. Он пригласил меня на экзамен студентов 2 курса (они сдавали рассказы Шукшина). Это был первый набор театрального отделения, ведь только открылся институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей. Я попал на этот и экзамен, и он, конечно, перевернул во мне всё. Я понял, что очень хочу стать актером и начал готовиться, заниматься только театром.
- Но стать просто актером для вас оказалось мало?
-Когда я начинал, то участвовал в массовках, играл роли в спектаклях, но сейчас режиссура стала для меня более интересна.
- А существует ли конкуренция среди режиссеров в вашем театре?
- Бывает в театр приезжают режиссеры и ставят свои спектакли. Я иду на премьеры с жаждой зависти. Кто-то считает, что зависть плохое качество, но мне оно нравится. Если после спектакля во мне пустота, значит, не зацепило. Но если я начинаю завидовать, задумываюсь, почему я такого не сделал? То это дает толчок к развитию. Я считаю, что конкуренция — это двигатель прогресса.
- Для постановок вы выбираете только зарубежные произведения, как происходит этот отбор?
-Ну, в целом начинаю медитировать и встречаюсь с разными божествами на Олимпе. Конечно, шучу (смеется). Это очень сложный процесс. Я постоянно читаю, смотрю, что идет в театрах в других городах. Что пользуется спросом, советуюсь с друзьями. Вот так читаешь, читаешь, и в какой-то момент чувствуешь, что пьеса созвучна сегодняшнему дню, актуальна и в ней затрагиваются острые темы, волнующие нас с вами. И тогда я понимаю, что это может и зрителя зацепить. Все на уровне интуиции. Это не алгебра и не геометрия.
- Значит важнее собственное желание? Или все-таки интересы аудитории?
- Зритель, как правило, не знает, чего хочет. Есть те, кому подавай классику, есть любители современного, а кто-то хочет комедию. Выбирать что-то одно - это неуважение к остальным. Поэтому раз уж мы работаем в театре, значит, нам доверяют, мы берем ответственность в выборе произведения на себя. А если ориентироваться на чьи-то желания, то произойдет как в басне «Слон живописец», где художник изобразил «снега, и лед, И Нил, и дуб, и огород…» чтобы всем угодить, но когда получилась конечная картина, все друзья прошептали: «Ералаш!» (и цитирует): На всех друзей не угодишь, Себе же только навредишь». Такой же закон и в театре. (улыбается)
- Как вы думаете, кто же ваш зритель?
- Я считаю, что в театр ходит старшее поколение. Молодежь больше посещает кино. К театру нужно прийти. Не то, чтобы это сверхинтеллектуально и что люди не готовы к нему, это как прочитать сложное произведение, вроде «Войны и мир», не каждый сначала осилит, к этому нужен определенный осознанный подход. А так я считаю и верю, что спектакли, которые ставятся в нашем театре, подходят практически для любого возраста.
- Сначала вы были актером, а потом в творческую среду вошли уже как режиссер. Как отнеслись к этому ваши коллеги, вы остались дружны с ними?
- Я за дружескую атмосферу, стараюсь поддерживать ее, бывают, конечно, и споры, разногласия с актерами, но это обычные ситуации. Без этого нельзя в нашем деле, ведь здесь мы работаем с эмоциями, с душой, с психофизикой, ну никак невозможно быть спокойным. А если ты спокоен -значит у тебя что-то идет не так. Когда я выбираю актеров на роли, прежде всего, я смотрю на их индивидуальность. Иногда надо давать возможность проявить себя всем актёрам, и тем, кто даже не играл больших ролей, у которых нет опыта.
-Как долго вы занимаетесь постановкой спектакля?
- Всегда по-разному. Например, «Дикарь» ставил за три с половиной месяца. Репетиции были каждый день, каждое утро, иногда еще и вечером. «Боинг- Боинг» - почти полгода. Да, это долго, но зато потом эти постановки очень долго живут на сцене. Я всегда смотрю все премьеры, наблюдаю за реакцией зрителя. И потом уже понимаю, что нужно поменять. Иногда после сдачи я еще дорабатываю спектакль. Но потом отпускаю в свободное плавание.